компания "Аква - Экстрим"

   катера и яхты в Калининграде

 

.
Новый слой
Новый слой

- морской дайвинг

Морской дайвинг с посещением затонувших кораблей (WRECK дайвинг)

Дайвинг - это подводный туризм с аквалангом преимущественно в морях, а соответственно дайверы - это те, кто этим туризмом увлекается и обучает технике подводных погружений в специальных дайвинг-клубах.

Балтийское море – это настоящее кладбище кораблей. Только в Калининградской акватории сегодня насчитывается более ста затонувших объектов. Из них большая часть - военные корабли Третьего рейха, которые и до сих пор таят в себе опасность.

Погружение на затонувшие объекты привлекают все большее количество дайверов во всем мире и Балтийское море — не исключение. В различное время здесь затонуло огромное количество судов. Российская Балтика сейчас вызывает огромный интерес у дайверов.

Причин такого разнообразия объектов много, основная — это войны. Только во второй мировой войне в Балтийском море было затоплено свыше 1000 судов различного назначения. В Калининградской акватории сегодня насчитывается более ста затонувших объектов. Из них большая часть - военные корабли Третьего рейха. На дне моря в непосредственной близости от калининградского побережья на доступных для рекреационного дайвинга глубинах лежат не менее 20-ти кораблей. Особенно привлекает то, что на большинство из этих объектов НИКТО и НИКОГДА не погружался!

Чтобы погрузиться на дно морское, в Калининград приезжают любители подводного плавания со всей страны. Хоть экзотической живности здесь и нет, но зато особую ценность представляют фотоснимки старых затопленных кораблей. Очень много затонувших объектов, эхо войны. И самолеты есть, и боевые корабли, и гражданские. Есть и исторические вещи. Изучено меньше половины, у военных есть секретные данные. То же - в польской акватории. В Гданьской бухте очень много затонувших объектов.

В среде дайверов, как и археологов, есть понятие "черный" дайвер. Они специализируются на поиске раритетов, на затонувших кораблях. Особенно гражданских, коих в Балтике также множество. Так что еще очень много интересного таит в себе Балтийское море, и у каждого дайвера есть возможность стать участником открытий!

В настоящий момент компания "Аква-Экстрим" набирает группы из жителей и гостей Калининградской области:

- на морской дайвинг с посещением затонувших кораблей 3-го рейха на катере ВРД "Верный", тралботе "Кальмар", катере ВРД-850. Стоимость: 4000 р. с человека. Минимальное количество пассажиров - 10 чел. Доставка группы дайверов из Калининграда в Балтийск микроавтобусом. Выход в море в 10.00 ч. из Балтийска, возвращение обратно в 17.00 ч. Погружение в море с инструктором;

Затонувшие корабли Балтики: http://wrecks.demersus.ru/.

Ледокол "POLLAX": http://www.diveplanet.ru/underwater-video/dive-video/diver_280/2156/72657/

Подводное видео и фото (сборник): www.diveplanet.ru

Подводная охота

Подводная охота — это охота под водой.
 
Подводная охота обычно проводится с подводным ружьём или пикой (слингом).

Основные разновидности подводных ружей: пневматическое подводное ружье (пневмат) и арбалет. В пневматическом подводном ружье выстрел производится за счет закачанного сжатого воздуха. Арбалет стреляет при помощи резиновых тяжей.

Охота происходит на задержке дыхания, а использование дыхательных аппаратов считается браконьерством. Подводная охота с использованием дыхательных аппаратов запрещена практически повсеместно, за исключением США, Коста-Рики и Норвегии.

Подводная охота — вид спорта, культивируемый во многих странах мира. С 1950-х годов проводятся регулярные Чемпионаты Мира и Европы по подводной охоте. Подводная охота в СССР не была самостоятельный видом спорта, входила в Спортивную Подводную Стрельбу, наряду с подводной стрельбой и стрельбой из малокалиберного пистолета.

В бывшем СССР наибольшее развитие получила на Украине, в России и Казахстане. В отличие от большинства стран, где подводная охота — это прежде всего морская охота, в бывшем СССР — это озерная, речная и морская охота.

Очень интересный, динамичный и захватывающий вид спорта, требующий отличной физической подготовленности от спортсмена. Человек находится в водной среде, на глубине, имея только запас кислорода в крови (в связанном с гемоглобином состоянии) и легких. Спортсмен должен знать повадки рыб, места их обитания, эффективные способы их добычи применительно к водоему, времени года, суток, погодных условий и т. д. Подводная охота, может проходить как в прибрежной полосе, так и на значительных глубинах. Некоторые подводные охотники, могут охотиться на глубинах в 30-50 метров. Как правило, задержка дыхания в статическом состоянии (статическое Апноэ) на поверхности у них превышает 5 минут.

Очень важна и эстетическая составляющая самого процесса охоты. Человеку открываются новые страницы из жизни моря, его обитателей, обогащая вдумчивого созерцателя.

Снаряжение охотника:
Подводное ружьё или пика
Ласты
Маска
Трубка
Гидрокостюм
Пояс с грузами
Перчатки
Ботинки (боты), в случае, если ласты с регулируемой пяткой
Шлем (если гидрокостюм не имеет вклеенного шлема)
Глубиномер и часы или компьютер, совмещающий обе эти функции. Не обязателен.
Компас
Нож
Буй
Кукан

Тактика подводной охоты:

Тактика подводной охоты весьма разнообразна, но часто используются лишь методы активного поиска и лежка. При лежке, осуществляется поиск рыбы "на просвет" или ожидается подход рыбы на расстояние выстрела.

Фридайвинг

Фридайвинг. Что же это? Развлечение, спорт, философия, искусство? Наверно, и то, и другое, и третье. Это путешествие. Путешествие в Море, мир Бездны, голубой бездны.

Фри-да́йвинг, скин да́йвинг (от англ. free — свободно и англ. dive — нырять) — подводное плавание на задержке дыхания (апноэ). Это самая ранняя форма подводного плавания до сих пор практикуются как для спортивных, так и для коммерческих целей (дайверы в Японии и Корее, ныряльщики за жемчугом — архипелаг Туамоту). Воздушные полости ныряльщика сдавливаются увеличивающимся давлением воды на протяжении всего погружения. Каждое погружение ограничивается факторами, такими как время задержки дыхания и недостаток кислорода. Обычно это минута или меньше. Впрочем, при помощи тренировок можно довести это время до пяти и более минут.

Физиология фридайвинга

Брадикардия — очень низкий сердечный ритм. Обычно он ниже 55 ударов в минуту. В результате брадикардии организм ныряльщика не получает достаточное количество кислорода и необходимых питательных веществ для полноценной работы.
Кровяной сдвиг - эффект наблюдается на глубинах погружения больших, чем глубина, на которой лёгкие ныряльщика под действием внешнего давления уменьшаются до объёма максимального выдоха. Кровяной сдвиг заключается в притоке крови в капилляры опутывающие альвеолы легких, таким образом кровь компенсирует сжатие лёгкого под высоким гидростатическим давлением воды и позволяет нырять на глубины значительно превышающие 30-40 метров (теоретический предел без кровяного сдвига).
Вазоконстрикция (vasoconstrictio; вазо- + лат. constrictio стягивание, сужение) — сужение просвета кровеносных сосудов, особенно артерий. Такая реакция сосудов возникает в ответ на стимуляцию сосудодвигательного центра продолговатого мозга, от которого затем к сосудам поступает сигнал о необходимости сокращения мышечных стенок артерий, в результате чего повышается артериальное давление.

Снаряжение для фридайвинга:

Снаряжение для фридайвинга отличается от аналогичного дайверского снаряжения и снаряжения для снорклинга улучшенной эргономикой, меньшими весами и меньшими объемами полостей, заполненных воздухом.


Маски. Для фридайвинга используются маски с минимальным подмасочным пространством, что позволяет экономить воздух для поддувания маски при погружении. В бассейне, при плавании в длину, иногда используют обычные очки для плавания и зажим для носа, но в этом случае не стоит пробовать нырять, так как из-за непродуваемого пространства под очками велика вероятность получения обжима.

Ласты. В отличие от обычных ласт, фридайверские ласты отличаются существенно большей жесткостью и длиной (80 см и более). Фридайверские ласты делаются исключительно с закрытой калошей. Отдельные модели ласт позволяют заменять лопасти.
Кроме обычных ласт часто используется моноласта, которая представляет собой сплошной треугольный «плавник», к которому крепится спаренная калоша. Моноласта позволяет развивать большую скорость при меньшей затрате сил, однако требует более правильно поставленной техники плавания, нежели ласты-разноножки.

Трубки. Трубки используются при подготовке к погружению. Пожалуй, самый простой элемент экипировки. Трубка не должна содержать гофрированной мягкой вставки перед загубником. Зачастую используют трубки без волноотбойника, который может затруднять дыхание.

Грузовые пояса, грузовой ошейник. При погружении на организм фридайвера действует возрастающее давление (+1 атмосфера на каждые 10 метров), и объем в талии может сильно изменяться. Для предотвращения свободного скольжение по телу грузов используют резиновый пояс, как правило, с застежкой «марсель», который надевают на бедра, а не на талию.
Кроме обычных грузовых поясов в дисциплинах, предполагающих плавание в горизонтальной плоскости, используются специфичные только для фридайвинга грузовые ошейники. Грузовой ошейник компенсирует архимедову силу, в частности, неравномерную плавучесть тела в горизонтальном плане, и позволяет увеличивать дальность свободного скольжения, а также позволяет уменьшить затраты энергии на сохранение горизонтального положения тела в воде.

Костюмы. Основные отличие фридайверского костюма от обычного неопренового дайверского костюма — большая эластичность и более плотное прилегание к коже, что достигается использованием открытой поры — неопрена, не покрытого сверху дополнительным слоем ткани. Преимущества в существенно меньшей теплопроводности и высокой эластичности костюма достигаются в ущерб его прочности и удобству надевания. Открытая пора представляет собой срез неопрена, который выглядит как множество мельчайших присосок, которые плотно пристают к телу пловца, практически исключая сквозное протекание воды, характерное для обычных мокрых костюмов.
Специфичными для фридайверских костюмов являются иногда используемые «обратные рукава» — покрой костюма, при котором рукава вытянуты вверх. Такой покрой позволяет убрать излишнее натяжение костюма в области подмышек при плавании дельфином, с руками, заведенными за голову и вперед в замке.

Тренировки фридайверов:

1.Йогические тренировки - используются такие техники, как пранаяма и плавита-садхана
2.Общефизические тренировки - специфические тренировки вне бассейна
3.Специфические тренировки в бассейне

Основные риски и травмы при занятиях фридайвингом:

1.Самба; 2.Конвульсии на поверхности. Происходят в результате развивающейся гипоксии Является предвестником потери сознания;
3.Потеря сознания на малой глубине (shallow water blackout); 4.Потеря сознания на большой глубине (deep water blackout); 5.Баротравмы ушей; 6.Баротравмы гайморовых полостей; 7.Декомпрессионная болезнь

Системы обучения фридайвингу:

CMAS — Confédération Mondiale des Activités Subaquatiques
AIDA — Association Internationale Pour Le Developpement De L’apnee
NDL — National Dive League (Россия)
Apnea Academy — School for the instruction and research of freediving

Спортивные дисциплины:

В зависимости от организации, проводящей соревнования, различаются правила регистрации результата и набор дисциплин. Ниже приведены дисциплины, которые применяются в соревнованиях по правилам AIDA.

В бассейне

Соревнования проводятся в бассейне длинной 25/50 метров.
Статическое апноэ (Static Apnea, STA) — фридайвер задерживает дыхание на время, лежа в воде. Единственная дисциплина, в которой засекается время задержки дыхания, а не отсчитывается пройденная дистанция.
Динамика без ласт (Dynamic Without Fins, DNF) — фридайвер плывет в горизонтальном положении под водой на задержке дыхания, используя только силу собственных мышц. Ласты и прочие технические приспособления, придающие дополнительное ускорение, не используются.
Динамика в ластах (Dynamic With Fins, DYN) — фридайвер плывет в моноласте или ластах в горизонтальном положении под водой на задержке дыхания.

В открытой воде

Соревнования проводятся в открытом море. Фридайвер готовится к погружению, держась за буй, к которому привязан трос, уходящий вглубь. Трос служит визуальным ориентиром, на нем крепится отметка с глубиной, а в ряде дисциплин его используют при погружении и всплытии.
Постоянный вес без ласт (Constant Weight Without Fins, CNF) — фридайвер спускается вертикально вниз и поднимается вверх на задержке дыхания, используя только силу собственных мышц. Дополнительное снаряжение не используется, движение по тросу с использованием рук запрещено. Постоянный вес без ласт — наиболее сложная спортивная глубоководная дисциплина, так как не используется никаких приспособлений для спуска и всплытия. Эта категория соревнований требует отличной координации движений, контроля плавучести и техники плавания.
Постоянный вес (Constant Weight, CWT) — фридайвер спускается вертикально вниз и поднимается обратно на задержке дыхания, используя моноласту или обычные ласты и силу рук. Подтягиваться по тросу или изменять вес грузов в течение погружения запрещено. Касание троса допускается только в нижней точке, для окончания спуска и начала подъема.
Свободное погружение (Free Immersion, FIM) — фридайвер погружается под воду без использования дополнительного снаряжения на задержке дыхания, подтягиваясь руками по тросу в течение спуска и подъема.
Переменный вес (Variable Weight, VWT) — фридайвер спускается вниз с помощью дополнительного груза и поднимается вверх на задержке дыхания, используя силу собственных мышц. Разрешается подниматься, подтягиваясь по тросу. Переменный вес — одна из двух дисциплин, в которой используется специальная тележка для спуска вниз. На старых вариантах спусковых тележек фридайвер погружался головой вниз. На новых тележках дайвер спускается ногами по направлению движения.
Без ограничений (No Limit, NLT) — самая глубоководная дисциплина. Фридайвер спускается на тележке или с использованием дополнительного веса на задержке дыхания, а всплывает с помощью шара, наполняемого воздухом, дайверского костюма, пояса с надувными элементами или любого другого снаряжения на собственный выбор. Наиболее опасная дисциплина, так как технически крайне сложно осуществить страховку фридайвера командой аквалангистов на глубинах спуска более 100 метров.

Вне зависимости от ограничений, накладываемых отдельной дисциплиной на использование сбрасываемых грузов, ласт и прочего дополнительного оборудования, фридайвер может использовать специальный костюм, уменьшающий теплообмен с окружающей средой, грузовой пояс, грузовой ошейник и маску.

Рекреационный фридайвинг

Тайна "Кастора"

Погода стояла отличная, и водолазный бот с легкостью резал крутым форштевнем невысокую балтийскую волну. Водолазный бот - 21-метровое судно проекта «Ярославец», при постройке оборудованное как рейдовый водолазный катер, но некоторое время назад перепрофилированное под морские прогулки и рыбалку. Впрочем, теперь, по иронии судьбы, «Кузьмичу» пришлось вернуться к своей изначальной профессии: на борту - дайверы, по курсу - затонувший объект. Поводом для нашей поездки на Балтику стали события, произошедшие в Кенигсберге, теперешнем Калининграде, в самом конце Второй мировой. На протяжении всей войны здесь, в королевском замке, хранилась знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I и в 1941 году вывезенная фашистами из Екатерининского дворца Царского Села. К концу войны в Кенигсберге вообще оказалось довольно много художественных ценностей, награбленных нацистами. Дело в том, что Восточная Пруссия в тот момент была достаточно спокойным районом: британская авиация, чьи бомбовые удары постоянно держали в страхе Берлин и Гамбург, стала наведываться в эту часть Балтики только летом 1944 года. Доктор Альфред Роде, немецкий искусствовед и хранитель янтарной коллекции Кенигсберга, позднее рассказывал, что Янтарная комната погибла в огне именно во время одного из авианалетов союзников. Тогда британцы впервые использовали напалм, вызвавший сильный пожар в королевском замке. Однако далеко не все историки склонны верить показаниям доктора Роде. По этой причине на поиски Янтарной комнаты за послевоенные десятилетия была снаряжена масса экспедиций, ни одна из которых, впрочем, так и не сумела пролить свет на загадку исчезновения этого шедевра.Нами были отработаны несколько возможных версий, и практически все они указывали на причастность к пропаже раритета Эриха Коха, гауляйтера (наместника) Восточной Пруссии и рейхс-комиссара оккупированной Украины. Кох слыл большим знатоком и собирателем предметов старины и даже мечтал создать собственный художественный музей, так что можно себе представить, какую коллекцию из награбленных ценностей он составил, обладая практически неограниченной властью на огромной территории. Балтийск - часовой, охраняющиий единственный судоходный путь в Калининградский залив и, соответственно, в сам Калининград Когда к Кенигсбергу вплотную подошли советские войска и в городе стало «жарко», гауляйтер прихватил часть «трофеев» и бежал в Данию. Для этого он воспользовался собственной шхуной ледокольного класса «Восточная Пруссия», которая стояла в Пиллау, нынешнем Балтийске, находящемся на юго-западной оконечности Земландского полуострова. После войны Эрих Кох несколько лет скрывался в Германии под чужим именем, но в конце концов был арестован и передан властям Польши. Приговоренный к смерти, он тем не менее был при достаточно странных обстоятельствах помилован и умер 22 года назад в тюрьме города Барчево, немного не дожив до своего 90-летия.Так вот, многие исследователи уверены, что Янтарную комнату Кох спрятал в окрестностях Кенигсберга, поскольку иначе или она сама, или информация о ней наверняка бы уже «всплыла» где-нибудь в Европе. Однако неоднократные поиски положительных результатов не дали: ни в секретном бункере, построенном Кохом в собственном поместье Гросс Фридрихсберг, ни в подвалах замка Бальга, расположенного на пути отступления немецких частей из Кенигсберга, найти следов янтаря не удалось. Ну а раз весьма громоздкое по физическим размерам сокровище не обнаружилось ни на земле, ни под ее поверхностью, следовательно, оно скорее всего находится под водой. Известно, что в течение нескольких месяцев перед капитуляцией Германии из портов Восточной Пруссии в сторону Гамбурга вышло несколько судов, в том числе и легкий крейсер «Эмден II», выполнявший секретную миссию по эвакуации культурных ценностей с территории Восточной Пруссии. Наверняка вывозились художественные ценности и на огромном немецком суперлайнере «Вильгельм Густлоф», потопленном подводной лодкой Александра Маринеско на выходе из Данцигской бухты 30 января 1945 года. Однако «Эмден II» благополучно добрался до порта назначения, а побывавшие на «Густлофе» в 1956 году польские водолазы не обнаружили на судне ничего интересного, кроме взломанного судового сейфа и отверстий, проделанных в бортах с помощью газового резака. Кто-то оказался проворнее и «выпотрошил» судно под самым носом у поляков. Но кто сумел осуществить эту дерзкую и технически сложную операцию, доподлинно выяснить так и не удалось... Впрочем, есть и еще одна «подводная» версия исчезновения Янтарной комнаты, основанная на том предположении, что Эрих Кох и не собирался переправлять ее в столицу Третьего рейха. Ведь попади сокровище в Берлин, оно неизбежно оказалась бы в личной коллекции Адольфа Гитлера, а что может быть ужаснее для настоящего коллекционера, чем навсегда лишиться жемчужины своего собрания? За годы властвования на вверенных ему территориях, Кох наверняка привык думать о награбленных ценностях как о своей собственности: Данная теория не голословна - даже на прямые требования рейхсканцелярии доставить Янтарную комнату в Берлин из Кенигсберга отвечали вежливыми отговорками - копии этих писем сохранились в Центральном государственном архиве РФ. Но в таком случае куда же гауляйтер подевал свои богатства? Водолазный бот застопорил ход, послышался грохот уходящей в воду якорной цепи, а потом наступила непривычная тишина. Капитан Виталий и его помошник наконец оторвались от созерцания экранов эхолота и GPS. - Похоже, он прямо под нами... Он - это «Кастор», еще одна шхуна ледокольного класса, принадлежавшая гауляйтеру Восточной Пруссии. Судно было построено по тому же проекту, что и «Восточная Пруссия», на которой Эрих Кох бежал из Пиллау (Балтийска) в Копенгаген, оставив своих подчиненных погибать под ударами сил 2-го и 3-го Белорусских фронтов Советской армии. Никто не знает, какие задачи выполнял «Кастор» в то время, когда его близнец уносил хозяина подальше от обезображенного бомбежками и артобстрелами Кенигсберга. Однако нам известен финал его существования - судно лежит на дне Балтийского моря совсем недалеко от Балтийска. Город этот по сути является часовым, охраняющим единственный судоходный путь в Калининградский залив и, соответственно, в сам Калининград. Так вот, есть основания полагать, что «Кастор» не погиб в результате боевых действий, а был затоплен сознательно. Возможно, с целью скрыть на дне Балтийского моря предметы, которые уже не получалось спрятать в более удобном укрытии, но очень не хотелось оставлять новым хозяевам Прибалтики. Подтверждает эту версию и отсутствие повреждений взрывного характера, и достаточно странное положение судна - «Кастор» лежит в стороне от фарватера, носом к берегу, на незначительном, порядка морской мили, удалении от суши и на совсем небольшой глубине - 12 м. Cудно, называемое «Кастором», было обнаружено при очистке прибрежной зоны залива от затонувших во время войны плавсредств. Точная информация по шхуне практически отсутствует, строго говоря, даже название официально не подтверждено: в некоторых послевоенных документах она именуется как «Ледокол типа "Кастор"», в других - «Объект "Кастор"», а иногда и просто «Кастор». О том, что следы Янтарной комнаты стоит искать именно тут, первым догадался один из дайверов, в прошлом - заместитель командира подразделения по аварийно-спасательным работам Балтийского флота. В 1960-х годах его группа занималась демонтажем 100-мм орудия, установленного на носу судна, а заодно обследовала помещения в надстройке. Никаких ценностей там найдено не было, зато водолазы обнаружили три наглухо задраенных люка, ведущих в трюмы. Разрешение на проникновение в них тогда получено не было, ведь внутренние помещения вполне могли оказаться заминированы. В 1979 году было предпринято еще две попытки исследования «Кастора», в ходе которых частично проверили и кормовой трюм, но ничего кроме досок и бытовой мебели в нем не оказалось... ...В «сухари» влезаем прямо на палубе - качка минимальная, и снаряга не разлетается во все стороны, а мирно лежит на своем месте. Надстройка в средней части судна возвышается над палубой сантиметров на 70 - ничего более удобного для сборки и надевания спарок и придумать нельзя. Всего на борту 11 дайверов, два члена команды и несколько «сочувствующих». Места хватает всем, и это при том, что снаряжения у нас, мягко говоря, достаточно: несколько человек со спарками, один - с ребризером, фото- и видеотехника тоже имеется. Свежий балтийский ветер загоняет в поддевки всех, у кого они есть, - несмотря на яркое солнце, в утеплителе чувствуешь себя гораздо комфортнее, чем в «цивильном», опять же ускоряется процесс одевания перед погружением. Вообще с погодой нам явно повезло - говорят, в этих местах она запросто может меняться по три раза на дню, а наше трехдневное присутствие на Балтике не омрачало ничего, разве что время от времени набегали облака. Кстати, если бы не они, члены экспедиции наверняка бы изрядно обгорели - на ветру кожа перегрева почти не ощущает. А так все вернулись в Калининград с ровным благородным загаром, который и в Египте-то получить не всегда удается. В воду уходим гигантским шагом, вниз опускаемся вдоль якорной цепи. Здесь нужна осторожность - даже при небольшом волнении на первых метрах несколько «колбасит», а приложиться головой о стальные звенья - ощущение не из приятных. «Кастор» лежит на ровном киле, нижняя часть стального корпуса закопалась в песчаное дно на глубине порядка 12 метров. Ближе к корме рельеф понижается, и в районе изрядно присыпанных песком, но все еще хорошо заметных винтов глубиномер показывает уже 16 метров. По рассказам ребят из калининградского дайв-клуба Demersus, во время волнения из-под лопастей частенько вымывает кусочки янтаря. Судно достаточно большое - длина 78 метров, ширина - 19,5. Еще при первом осмотре в 60-х годах прошлого века водолазы Балтийского флота разобрали мачты и часть надстройки. С одной стороны, это, конечно же, навсегда лишило «Кастора» его первоначальных форм и очертаний, а с другой - открыло множество нештатных путей проникновения внутрь судна. Полазить тут, прямо скажем, есть где. Сохранилась масса судовых механизмов, на корме до сих пор стоит запасной штурвал, а в помещении по соседству лежат велосипед, инструменты, остатки утвари. Одним словом, для судна, несколько десятилетий пролежавшего на очень небольшой глубине в частенько штормящем море, шхуна гауляйтера выглядит очень даже неплохо. Местами на верхней палубе даже можно разглядеть участки деревянного настила. Кстати, о видимости. Тут, как говорится, смотря с чем сравнивать. Если вы не были нигде кроме «Тиссельгорма» или, скажем, «Зенобии», то готовьтесь к переосмыслению своих представлений о рэк-дайвинге - охватить одним взглядом все судно целиком на Балтике вряд ли возможно. С другой стороны, тех, кто не просто нырял на подмосковных озерах, а еще и собирал со дна мусор на Дне очистки водоемов, видимость в пару метров вряд ли удивит, я уж не говорю - испугает. А ведь в районе Балтийска «прозрак» периодически увеличивается до 10 и более метров - северные моря суровы, но тем ценнее подарки, которые они иногда преподносят. Скажу честно, заветного трюма с Янтарной комнатой мы не обнаружили. Но, во-первых, это вовсе не означает, что ее или других ценностей, награбленных Эрихом Кохом, на «Касторе» нет - ведь обныривать такой рэк можно неделями. Ну а, во-вторых, само прикосновение к судну, помнящему и шаги гауляйтера, и тени британских бомбардировщиков над своими мачтами, стоит многого.

P.S. Cидя в баре, устроенном в подвале дома, помнящего и немецкую речь, и флаги со свастикой, мы просматривали отснятые на «Касторе» видеоролики, потягивали отличное пиво и удивлялись фантастической неторопливости местной кухни. С момента заказа горячего пошел уже второй час, и очень хотелось спать, ведь на следующее утро мы должны были снова грузиться на «Кузьмич» и идти нырять на следующий рэк. Да, совсем забыл сказать - в районе Балтийска их много, и о некоторых нет практически никакой информации. Так что, собираясь в эти края, будьте готовы увидеть под водой: как минимум, часть какой-то интересной истории. Только не забудьте надежные мощные фонари, без них там делать нечего, проверено.

По материалам журнала "DiveTek"

Балтийское море - море смерти

Притаившегося на дне Балтики химического оружия с лихвой хватит на то, чтобы отравить всю Европу

На дне Балтийского моря лежат 267 тысяч тонн бомб, снарядов и мин, затопленных после окончания Второй мировой войны. А в них - больше 50 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. Больше полувека боеприпасы, начиненные убийственной отравой, лежат на дне Балтики. Создавая потенциальную смертельную угрозу. Ведь металл в морской воде разъедает ржавчина, и отрава грозит вырваться наружу. Превратив Балтику в море смерти... Впрочем, проблема даже серьезнее. Захоронения химического оружия, правда, в меньших масштабах, существуют не только там. Англичане сбрасывали свою отраву в Северное море, Советский Союз - в Баренцево. А если говорить о многострадальной Балтике, то, помимо химического оружия, там существуют еще около шести десятков свалок токсичных промышленных отходов. Что делать с этими залежами отравы, пока не знает никто в мире. До сих пор дело ограничивается только наблюдением. Хотя все понимают, что бесконечно так продолжаться не может.

Историческая справка

После окончания Второй мировой войны союзники обнаружили на оккупированной территории Германии огромные запасы химического оружия. Это были авиабомбы, снаряды и мины, начиненные ипритом, фосгеном, табуном, кларком, адамситом, люизитом, арсиновым маслом и тому подобными "прелестями". Время было тревожное, многие нацистские преступники оставались еще на свободе, и союзники считали, что с их стороны вполне возможна диверсия - подрыв части смертоносного арсенала. Поэтому на Потсдамской мирной конференции было решено уничтожить все трофейное химоружие. Незначительная его часть была утилизирована на германских химических предприятиях, часть сожгли, а большую часть в течение 1946 - 1948 годов затопили. При этом использовали в качестве могильников немецкие военные корабли - загрузили их под завязку боеприпасами с отравляющими веществами и так пустили на дно.

Топить их собирались не в мелководной Балтике, находящейся в самом центре Европы, а в глубоководном Атлантическом океане. Большая часть химоружия была погружена американцами на 42 корабля вермахта, и караван пошел в Северное море. Но помешал суровый шторм. И почти все суда пришлось затопить в проливе Скагеррак, соединяющем Балтику с Атлантикой, - недалеко от норвежского берега.

Приложили руку к балтийским захоронениям и англичане, затопив часть отравы в районе датского острова Борнхольм. Внесли свою лепту и власти ГДР.

Активную роль, естественно, сыграл и СССР. В отличие от союзников Страна Советов трофейные корабли решила не затоплять, оставить их себе, а отравляющие вещества выбрасывали в море просто так. В результате если места захоронения химического оружия союзниками хотя бы известны, тайна захоронения 35 тысяч тонн химоружия, затопленного Советским Союзом, скрыта молчаливыми водами Балтики.

Крайняя черта уже близка

Но вода скрывает отраву не особенно надежно. Смертоносные могильники находятся на глубине всего 70-120 метров (откуда в Балтике больше?). В то же время, по оценкам военных специалистов, скорость сквозной коррозии оболочек авиабомб может варьировать в пределах от 13 до 80 лет, артиллерийских снарядов и мин - 22 - 150 лет.

Если считать в среднем, то, как видим, крайняя черта уже близка. А в некоторых случаях даже пройдена. Как считают специалисты, в морскую воду и донные отложения уже поступило около четырех тысяч тонн иприта. Известно больше сотни случаев, когда рыбаки, выбирающие со дна тралы, получали химические ожоги. После этого их снабдили картами, на которых обозначены зоны, где лов рыбы запрещен.

Но карты, конечно, проблему не решают. А как ее решить на самом деле - пока не знает никто в мире. Первая глобальная трудность, на которую натыкаются разработчики возможных проектов нейтрализации химического оружия на дне Балтики, - деньги. По некоторым оценкам, такие работы могут обойтись в кругленькую сумму - до 5 миллиардов долларов. Кто даст эти деньги? Одни считают, это должна сделать Германия, - отрава-то ведь в основном их производства. Другие полагают, платить должны американцы - как одни из главных виновников сложившейся ситуации. Существуют и компромиссные варианты: например, мобилизовать на это финансовые ресурсы Евросоюза.

Но вопрос не только в деньгах, если бы все зависело только от них, деньги бы, видимо, нашлись. Вопрос в том, что никто не может сказать определенно: что же все-таки надо делать, а что в данном случае делать категорически нельзя.

Многие специалисты, например, уверены, что смертоносный груз лучше вообще не трогать, - результаты могут быть непредсказуемыми. А в морской воде активно идут процессы гидролиза, и постепенно просачивающиеся ядовитые газы нейтрализуются естественным путем. Другие считают, что надо строить на дне моря могильники, которые укроют ядовитые свалки, - что-то вроде саркофага на Чернобыльской АЭС. Правда, масштабы и техническая сложность таких проектов, конечно, намного больше.
Техническое решение

 Восемьдесят процентов всего затопленного химоружия - это бомбы, снаряды и мины, - говорит он. - У них достаточно толстостенные металлические оболочки. В каком они состоянии, никто не знает, никто их не исследовал. Они могут быть еще достаточно прочны, и поэтому их можно поднять - небольшая глубина затопления позволяет это сделать. На суше отравляющие вещества можно утилизировать.

Предлагается поместить корабли в полимерные "мешки" с помощью специального материала акваполимера - . Все остальное, что можно без риска поднять со дна моря.

Для утилизации он предлагает использовать технологию, разработанную в Российском научном центре прикладной химии (в прошлом - петербургский ГИПХ). Предлагает построить для этого специальный завод. По его соображениям, это можно было бы сделать на безлюдном острове Мощный в западной части Финского залива, в 30 километрах от побережья - в районе Лужской губы. Впрочем, как отнесется общественность к тому, чтобы помимо завозимых на территорию России ядерных отходов тащить в акваторию Финского залива еще и химическое оружие, предсказать нетрудно.

Существующие технологии позволяют проводить такие работы практически безопасно. Сегодня подобные химические заводы строят в России на расстоянии всего нескольких километров от густонаселенных пунктов. А здесь мы говорим об острове, который находится в 30 километрах от берега. Да и проводить там все работы я предлагаю не в обстановке строгой секретности, а под постоянным контролем всех экологов Европы.

Единственное, что делать ни в коем случае нельзя, - это оставить все как есть. Или отмахиваться от решения проблемы под предлогом того, что ситуация у побережья Швеции нас не касается.

Нельзя отсидеться в стороне, - говорит он. - Нельзя забывать о миллионах россиян, живущих на побережье Балтики. Это касается всех.

Наши координаты

 

Наш адрес: г.Калининград, ул.Барнаульская, 2, офис №253

Наш телефон: 8-909-78-18-306

Наш e-mail: skala-777@mail.ru

Наш сайт: akva-ex.ru

Руководитель организации - Колесник Юрий Николаевич

На глубине

если ты моряк в душе !

Держаться крепче !
Только вперёд !
Звонок другу...